Саша Вальц – звезда первой категории. Альтернативный немецкий хореограф заряжает энергией немецкую столицу. Здесь у нее собственная труппа, и здесь недавно состоялась премьера спектакля «Прилив и отлив», как всегда у Саши взвинтившая публику до предела. Сашу знают во всем мире, куда бы она ни приезжала с гастролями. Знают ее и в Москве, где она показывала свои проекты. Сегодня речь идет о недавнем творении Саши Вальц на сцене одного из старейших оперных театров мира – берлинской Штаатсопер на Унтер-ден-Линден.
Берлинский фестиваль Cadenza Barockstage из России почти не виден. Посвященный, как следует из названия, искусству барокко, он не из тех, что производят впечатление при чтении программы и списка исполнителей: ни эпоха, ни ее авторы, ни музыканты, погрузившиеся в эту область, для России не более чем эфемерные созвучия, которыми позволительно баловаться зажиточной буржуазии благополучных стран, когда уже перепробовано все. Ну какие ассоциации могут вызвать у широкой российской публики названия вроде «Коронации Поппеи» Монтеверди или «Дидоны и Энея» Перселла? В лучшем случае – музыкальные, связанные с эталонными записями, сделанными в далеких широтах, но никак не местные театральные. Эти оперы у нас не идут, а если вдруг кому-то и придет в голову безумная мысль их поставить, то о результате придется пожалеть всем: пока российский вариант барокко вызывает исключительно негативные воспоминания, вроде баритонов-теноров вместо сопранистов в героических партиях и вязкого оркестра с жирными струнными вместо ансамбля старинных инструментов, волшебно оживающих в руках музыкантов-солистов. Напротив, в Европе, уже пережившей бум барочной музыки, Монтеверди и Перселл стоят в списке актуальных авторов, которые нужны не только помешанным спецам, но и людям с нормальными наклонностями. В Европе барокко – не эзотерическая игра, а возможность серьезного театрального переживания, в чем убеждают спектакли, попавшие в топ-список событий последнего десятилетия: «Коронация Поппеи» (1998) и «Возвращение Улисса на родину» (1999) в постановке Дэвида Олдена, «Орфей» Ахима Фрайера (1999) – все три сочинения Монтеверди поставлены в Баварской опере; «Дидона и Эней» в постановке Марка Морриса (Английская национальная опера, 2001). Теперь, без сомнения, в этот список должен быть внесен и Берлин, где в Штаатсопер на Унтер-ден-Линден возник один из самых оригинальных спектаклей современного театра – «Дидона и Эней» Перселла в постановке Саши Вальц.
«Дидона и Эней» (1689) английского композитора Генри Перселла по поэме «Энеида» Вергилия – редкий шедевр и, пожалуй, самая трогательная история любви, рассказанная средствами оперы. Саша Вальц, знаменитый немецкий хореограф, дебютируя «Дидоной» как оперный постановщик, также создала шедевр. Возник он в соединении двух материков – старой изысканной партитуры, отреставрированной молодым итальянским музыкантом Аттильо Кремонези, которая под его руководством превосходно исполнена оркестром и хором Академии старой музыки Берлина, и действия, решенного средствами современного танца (компания Sasha Waltz & guests). Формально Саша Вальц пошла в том же направлении, что и американский хореограф Марк Моррис: опера Перселла поставлена как балет. Но смысловые различия огромны: Моррис, сам станцевавший Дидону, разделил спектакль на две автономные составляющие: пение (солисты в боковых ложах над сценой) и танец (солисты и кордебалет на сцене), ставший единственным языком действия, – движение выражало все, музыка превращалась в саунд-трек. У Саши Вальц музыка и танец – две равные силы, которые вырастают из одного дерева и сплетаются, как в античном театре. Саша Вальц сохранила за пением его привилегию, но сумела сделать так, чтобы движение рассказывало нечто большее – такое, без чего нельзя обойтись никак. ...
/ Полную версию статьи читайте в №04 журнала DE I /
© DE I / DESILLUSIONIST №04. «ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И СУДЬБА»
|