Конец 2006 года собрал четыре идущие вплотную друг за другом крупные выставки современного искусства: Art Forum в Берлине, Frieze в Лондоне, FIAC в Париже и Art Cologne в Кёльне. У каждой из выставок свое лицо. Лондонская и берлинская – самые современные, парижская и кёльнская охватывают весь XX век.
ART FORUM BERLIN
ГДЕ: |
Выставочный Центр Messe Berlin в Западном Берлине |
ПОСЕТИТЕЛИ: |
41,000 (+ 10%) |
Символ и путеводная звезда берлинского ренессанса – Art Forum Berlin, ежегодная художественная ярмарка, которая открывается в конце сентября – ранее остальных в хартии художественных ярмарок Европы. Art Forum постепенно отказывался от модерна в пользу современного искусства. Здесь можно встретить все виды искусств современности: от живописи, скульптуры и фотографии до инсталляций, медиа-арта, объектов из бумаги и multiples. Судя по скоплению первых посетителей, вместо костюмов и галстуков отдавших предпочтение джинсам и футболкам, это обязательное к посещению место для берлинских яппи, привлеченных секцией Freestyle, где выставляются новые участники, а цены – от €1000 и ниже.
Немецкий журнал Focus окрестил Art Forum «модной площадкой для восходящих и будущих звезд искусства. Его лозунг – «Лучше привлечь новые имена, чем выбивать пыль из классиков». Перекупщики, коллекционеры и кураторы галерей и музеев из других стран быстро уловили, что здесь есть шанс на выгодные сделки: были замечены кураторы музеев и галерей от Нью-Йорка, Мадрида и Венеции до Сингапура, Лондона и Варшавы.
FRIEZE
ГДЕ: |
Тент в Риджентс Парке |
ПОСЕТИТЕЛИ: |
63,000 (+33%) |
С тех пор, как журнал об искусстве «frieze» открыл одноименную ярмарку, каждый серьезный коллекционер современного искусства и для многие звезды шоу-бизнеса ездят сюда каждый год.
Раннее утро. «Все большие шишки побывали здесь в первые несколько часов», – делится лондонский перекупщик Сэди Коулз. Узкому кругу избранных – шестьсот человек – позволили проникнуть внутрь в 11 утра для «предпросмотра». К обеду, когда на выставку впустили остальных «VIP-персон», многие работы оказались уже проданы.
Немалый интерес проявила и обычная публика. Посещаемость выросла ни много ни мало на 33%.
«Это безумие!» – бормочет один из постоянных посетителей выставки-ярмарки, парижский дилер Люк Белье: он в шоке и от наплыва людей, и от цен. Он говорит о трех с половиной миллионах долларов, которые один калифорнийский миллиардер выложил галерее Гагосяна за «Разбитое Яйцо» Джеффа Кунза и о £4 500, которые братья Чепмен, представленные «White Cube», брали за портреты посетителей на месте, выполняя обычную работу уличных художников.
FIAC
ГДЕ: |
Большой Дворец на Елисейских Полях + палатка в Лувре |
ПОСЕТИТЕЛИ: |
88,000 (+5%) |
Впервые FIAC сопровождался аукционами, шоу и отдельными выставками молодых галерей. Многие галереи в Большом Дворце смогли продать практически все экспонаты. Галерея Gmurzynska продала работу Ива Кляйна за $2 млн. долл. Это была одна из самых высоких цен за экспонат. Оборот аукционных продаж составил €18 млн. Это еще один знак того, что парижская арт-сцена готова вернуть себе мировую славу после лет застоя.
Несмотря на почтенный возраст, парижская Международная Выставка Современного Искусства, или FIAC (Foire Internationale d'Art Contemporain) обставила другие осенние выставки по количеству посетителей. Здесь царит домашняя атмосфера: в целом FIAC остается французско-бельгийско-итальянским мероприятием. Впрочем, в этом ощущении родства свои плюсы: государство выделило на покупки на FIAC бюджет в €400 000, с тем чтобы пополнить экспозиции музеев Франции.
ART COLOGNE
ГДЕ: |
Выставочный Центр Koeln Messe на берегу Рейна |
ПОСЕТИТЕЛИ: |
68,000 (=) |
Как и FIAC, кёльнская выставка покрывает весь спектр XX века. Не было сюрпризом здесь увидеть работы Фрэнка Стелы и Макса Эрнста. Здесь есть и специальные секции «Скрытые Сокровища» – индивидуальные экспозиции «несправедливо забытых» мастеров, таких, как, например, Уильям Копли и Огюст Эрбен и «Новые Современные Художники».
Всего продажи превысили €75 млн. Среди самых значительных в этом отношении объектов искусства стоит отметить работу Тома Вессельмана, проданную Benden & Klimczak из Кёльна за €1 000 000 и скульптуру Джона Чемберлена, ушедшую за €760 000. «Может, мы и не столь круты, как другие выставки, но продажи у нас хорошие», – говорит директор Art Cologne Жерар Гудроу.
Берлинский дилер Клеменс Фанеманн, продавший здесь сразу несколько из десяти существующих 38-частных серий графики Ими Кнёбель, каждую серию за €46 000, рассказывает: «Коллекционеры ищут качество, невзирая на то, в какой технике оно выражено».
…...
Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №07
© DE I / DESILLUSIONIST №07. «ЧЕТВЕРО РАВНЫХ»
|