журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )
DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Слово редактора. Роксолана Черноба. DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Антонио Менегетти. Психология женской власти DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : САМЫЙ  ЧЕСТНЫЙ  КОНКУРС DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Михаил Кравченко. Движение людей-магнитов DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Соловьев об откатах, закатах и рассветах DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Вероника Пономарева. Ангелы у изголовья DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : CTRL + ALT : Bashmet DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Requiem по убиенным витаминам DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Содержание номера DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Lucy in the Sky with Diamond DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Лайбах. Инструменты бога DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Эндрю Гудвин. Австралиец в опере DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #12-13 : Алла Демидова. Актриса  и  ветер
журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )#12-13

english version |
 
о проекте |
 
манифест |
 
в номере |
 
архив |
 
редакция |
 
контакты |
 
партнеры |
 

on Top |
 
события |
 
спецпроект |
 
DE I видео |
 
DE I музыка |
 
DE I Media Group |
 
 


 
 

DE I #12-13: Соловьев об откатах, закатах и рассветах

СОЛОВЬЕВ    ОБ ОТКАТАХ, ЗАКАТАХ И РАССВЕТАХ

Текст: Максим Масальцев, Роксолана Черноба
Фото из архива Сергея Соловьева

Легендарный кинохит перестройки «ACCA» и фильм «2-АССА-2» – премьера будущего киносезона – разделяет 20 лет. За это время режиссер Сергей Соловьев снял «Дом под звездным небом» и «Три сестры», сдал несколько руководящих кинематографических постов Никите Михалкову и снял «Нежный возраст», затеял и осуществил кинофестиваль дебютов «Дух огня» в городе Ханты-Мансийске, но самое главное, его мастерская во ВГИКе выпустила несколько десятков кинорежиссеров. Правда, свое кино снимают сегодня из них единицы.

DE I спрашивает у Сергея Александровича, почему он продолжает воспитывать режиссеров и есть ли разница в том, как он делал это раньше и делает сейчас.

С.С.:  Разница большая. Сейчас ясно, что в 1990-е это были в общем-то довольно отвлеченные академические занятия. Своего рода гипнотические курсы, которые с трудом соотносились с реальностью. Мы старались учить профессии для большого кинематографа, которого в тот момент уже не существовало. Красивые слова о новом мышлении прикрывали тотальный развал и распад всего и вся. Теперь особенно ясно, что дипломный спектакль объединенного актерско-режиссерского курса «Три сестры» (автор DE I заканчивал этот курс в 1995-м), который шел целый месяц в Музее декабристов на Басманной, выпускники играли над пропастью, и часть исполнителей непосредственно после поклонов туда и улетела. Кто-то, может быть, удачно зацепился за какие-то камушки и не погиб. Хотя я знаю, что в тот момент мы работали на очень высоком профессиональном уровне. Но еще на более высоком уровне время работало против нас. И в этой схватке, увы, победило время.
Сегодня на место исчезнувшего корпуса отборных профессионалов советского кино пришло море служивых мальчиков и девочек с рабским мироощущением Акакия Акакиевича, но манерами лихача на «бентли». Они служащие у продюсеров. Ничего плохого в этом нет. Но вот беда: что-то не слышно толковых продюсерских идей и не видно разумного оборота средств. Большинство новых русских продюсеров смотрят на кино как на финансовую операцию. Кому-то из инвесторов приятно видеть в главной роли свою жену или милую девушку. Кто-то грезит устроить прокат чего-нибудь русского в Америке и при помощи «Мирамакса» хоть как-нибудь, забыв обыкновенный стыд, пролезть в Голливуд. Оттого грустно, страшно, но и логично, что половина из вас профессионально не состоялась. Поэтому наши занятия и разговоры об Абдайке были благородным сотрясением воздуха на краю пропасти.
Сегодня мы с Валерием Рубинчиком ведем во ВГИКе хороший и большой режиссерский курс – 35 человек, и большинство из них девушки. Все они очень способные. А мой педагогический критерий, в общем-то, один: либо тебе хочется ходить к ним в институт, либо очень уж не хочется. Вот после вас прошло несколько выпусков, и в основном ходить не хотелось. В свое время я понял, что многие из вас работать по профессии не будут. Мне-то и самому тогда было почти невозможно найти деньги на постановку, а кто бы вам дал? Сейчас, конечно, другое время: студентов хватают за пуговицы, предлагают сценарий «сериальчика», и даже возможность его снять. Кажется, есть смысл «готовить кадры», но надо объяснить, что Акакий Акакиевич настоящее кино не снимет, а на «шинельку» или «бентли» заработает. Думать же о том, как себя защищать, беречь, не впасть в холуйское, чиновничье мироощущение «человека успеха» как-то никто не хочет. Ощущение кино, как финансовой операции, побеждает все и вся. Дуру-публику, взяв за ноги, упорно трясут вниз головой, и у Карабасов-Барабасов есть проверенные данные, что на каком-то встряхе из щечки «мальвиночки» вывалится копеечка. Вот так и планируется большинство отечественных фильмов – как силовая манипуляция с «мальвиночкой».
Что бы ни говорили, никакого серьезного «продюсерского кино», за редким исключением, до сих пор не существует. Конечно, можно вспомнить толкового и результативного продюсера Сельянова и качественного Владимира Досталя. Быть может, наберется еще с десяток имен, но продюсеров-то сегодня толпа. И заняты они главным образом передачей денег инвестора. Во время этой «творческой операции» и лепится основное бабло. О, эти знаменитые откаты, рассветы и закаты! И что тут прикажете «преподавать»? Чему учить, кроме как тотальному сопротивлению всей этой унизительной ахинее?
Вот в слабой надежде на это будущее сопротивление мы и продолжаем ездить во ВГИК каждую субботу. Хотя в принципе никакое искусство «коллективами», пусть и с самыми передовыми идеями, конечно же, не делается. Искусство – приют одиночек.

DE I: Что же может стать базой для объединения одиночек – возраст, новые идеи?

С.С.:  Наверное, только голова. Возраст не играет никакой роли. На фестивале я ежегодно просматриваю дебюты и смею утверждать, что количество молодых кинематографических баранов абсолютно не уступает количеству баранов старых. Свежие художественные идеи – одинаковая редкость и среди молодых, и среди пожилых. И слава богу, что больше не в чести хунвейбиновские противопоставления: андеграунд – это замечательно, а Академия – вовсе нет. Молодые – ура, пожилые – на свалку… А если здраво посмотреть по сторонам, то ясно, что категории только две – фуфло и настоящее. К сожалению, можно утверждать, что фуфла в современном андеграунде больше, чем в любой Академии, да и у молодежи этого самого фуфла хоть отбавляй…
…...

Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №12-13

© DE I / DESILLUSIONIST №12-13.  «СОЛОВЬЕВ ОБ ОТКАТАХ, ЗАКАТАХ И РАССВЕТАХ»

Понравился материал?