журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )
DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Antipode: Sergey Jivetin DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Михаил Шишкин: трудности перевода DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Vogard: покорители часовых поясов DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Пять дней с Михаилом Барышниковым DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Здравствуй, Нью-Йорк DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Длинные тени коротких ножей DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Слово редактора. Роксолана Черноба. DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Дешифратор DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Борис Ефимов: как захотите, так и будет DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Содержание номера DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Алексей Ратманский: Нужен гений DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Колокол Святого Михаила и откровения Андрея DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Пересечение с бессмертием DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #14 : Квадрат Ивановых
журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )#14

english version |
 
о проекте |
 
манифест |
 
в номере |
 
архив |
 
редакция |
 
контакты |
 
партнеры |
 

on Top |
 
события |
 
спецпроект |
 
DE I видео |
 
DE I музыка |
 
DE I Media Group |
 
 


 
 

DE I #14: Алексей Ратманский: Нужен гений

АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ: НУЖЕН ГЕНИЙ

Текст: Марина Борисова
Фото: Владимир Луповской

Классический балет всегда считался воплощением красоты. Однако эта, казалось бы, бесспорная истина подвергнута сомнению: язык, который шлифовался веками, утрачивает смысл. Мы переживаем кризис: смена эпох – смена идеалов. Чтобы танец не терял контакт со временем, нужны гении, которые создадут новые формы – считает худрук балета Большого театра Алексей Ратманский.

DE I: В прошлом году из жизни ушли выдающиеся люди в мире танца – Моисеев и Бежар. Нет ощущения, что мы вступаем в другое время – без титанов?

А.Р.:  Моисеев и Бежар были великими людьми, и они сумели реализовать себя, работая до последних дней. Многие им подражали и будут подражать. Но такой же шлейф последователей тянется и за Килианом, и за Григоровичем. Не забудем про Каннингема, Тэйлора, Ноймайера, Пети. Так что титаны еще остались.

DE I: Эти люди мыслили масштабно и много значили для своего времени.

А.Р.:  Бежар был невероятно популярен во время балетного бума 1960-х, он один из первых, кто приблизил балет – в общем-то, элитарный вид искусства – к широкому зрителю, часто выступал на стадионах и аренах. Тут он следовал за великой популисткой Анной Павловой. Но популярность не всегда гарантирует место в истории. Есть малоизвестные имена, но потом оказалось, что люди опередили эпоху. Например, Лев Иванов, скромный заместитель Петипа, предвосхитивший многие открытия ХХ века. Касьян Голейзовский, который хоть и гремел до революции и в 1920-е, совершенно не реализовался: у него не было ни школы, ни театра. Похоже, он первым предложил отклонение от оси – основной принцип современного балета. Классические танцы построены на вертикальной оси.

DE I: Не кажется вам, что современная жизнь с ее темпом и культом успеха не располагает к созданию великих произведений?

А.Р.:  Не думаю. Просто классическое искусство, как мы его понимаем, в какой-то степени себя исчерпало. Сейчас возникают другие жанры – на стыке разных средств выразительности. Танец соединяется с театром, цирком, видео, архитектурой. Происходит много интересного. Но классическое искусство – живопись, музыка, литература, балет – эти исторически сложившиеся жанры переживают кризис идей и форм выражения.

DE I: Возможно на этом стыке – танца и драматического театра – нечто не просто интересное, а великое?

А.Р.:  Наверняка. Но, мне кажется, должно пройти время, тогда будет понятно, насколько впечатления современников соответствуют истинному масштабу.

DE I: Можно назвать что-нибудь за последние тридцать лет, что наверняка останется в истории?

А.Р.:  Если говорить о танце, можно предположить, что эксперименты Форсайта 1990-х – то, что останется. Он придумал много новых танцевальных приемов, увеличил скорость, усложнил поддержки. Теперь многие разрабатывают его открытия. Матс Эк ввел моду на радикальные переработки классики, это тоже надолго вошло в обиход балетного мира.

DE I: Какая идея могла бы сегодня вдохновить человечество?

А.Р.:  Ну что-нибудь вроде реального доказательства существования Бога. Или инопланетян. Тогда бы, наверное, все очнулись. Что можно сказать о жизни? Она невероятно агрессивна и зла. Хорошо только там, где мало людей и много природы…...

Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №14

© DE I / DESILLUSIONIST №14.  «АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ: НУЖЕН ГЕНИЙ»

Понравился материал?