журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )
DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Пишем, как дышим DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Лев беспощадный DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Добрый  Карабас DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Белые рыцари нонконформизма DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Тайная комната Георгия Пинхасова DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Содержание номера DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Обзоры: DVD DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Неторопливый DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Рене Флеминг: Читайте музыку DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Петрушевский фестиваль DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Шляпа-метафора DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Стальная магнолия DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Дайана с Венеры DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Наталья Осипова: Танцующая на краю DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Слово редактора. Роксолана Черноба.
журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )#15

english version |
 
о проекте |
 
манифест |
 
в номере |
 
архив |
 
редакция |
 
контакты |
 
партнеры |
 

on Top |
 
события |
 
спецпроект |
 
DE I видео |
 
DE I музыка |
 
DE I Media Group |
 
 


 
 

DE I #15: Добрый  Карабас

Д О Б Р Ы Й     К А Р А Б А С

Текст: Екатерина Фадеева
Фото: Владимир Луповской

Чтобы обеспечить гастроли в Москве, артисты из Екатеринбурга сыграли 97 детских спектаклей за небольшой период школьных каникул. Репертуар кажется знакомым: «Золушка», «Колобок», «Золотой ключик», но автор всех пьес один – Николай Владимирович Коляда, и театр носит его имя. Разговор DE I с Колядой, хозяйскими замашками напоминающего доброго Карабаса-Барабаса, шел при постоянном движении: между сценой, кулисами, зрительным залом, фойе и гардеробом. До начала спектакля на новой сцене «Современника» – чуть больше часа. За это время мы узнали, зачем Коляда ездит в Москву и что должны уметь режиссеры и драматурги.

Вечер. Без десяти минут шесть. Сцена, выкрашенная черным, подсыхает от влажной уборки. Николай подтаскивает к первому ряду кресел две большие сумки. «Пора свиней ставить» – бросает он актерам, занятым перемещениями своих персонажей.

DE I: Как вы собрали свою труппу?

Коляда:   Я начинал свою режиссерскую работу в Екатеринбургском театре драмы, и в 2001 году, когда мой собственный театр делал свои первые шаги, нас было 10 человек. Почти все мои единомышленники – оттуда. Сегодня в труппе 26 человек, и ее состав не меняется уже давно. В основном это мои актеры – я сам проводил кастинг, трое параллельно работают в других театрах: у нас есть один актер из ТЮЗа, один – из Театра драмы и актриса из Кукольного театра. Сейчас мы единый организм.

В нагрудном кармане Коляды постоянно звонит сотовый. Он ждет важного звонка, но трубка почти разрядилась. Отвечает – кто-то просится на спектакль. Коляда обещает встретить, и трубка сдыхает. В поисках зарядки Коляда перетряхивает портфель, потом ищет розетку и находит между креслами червонец. Не получив ответа на вопрос «Чьи?», прячет в кошелек, комментирует: «Все в театр».

DE I: Можно позавидовать вашему умению организовать театральное пространство. За последние несколько лет в «Коляда-театр» перебежали чуть ли не все лучшие уральские актеры.

Коляда:   Я не режиссер, а, скорее, организатор пространства. Я не раздаю указаний: иди налево, иди направо. И терпеть не могу застольные высокопарные беседы о спектакле и сущности героев. Мне претит всякий пафос, связанный с профессией. Мне рассказывали, что один модный московский режиссер перед постановкой говорит своим актерам: «Играйте так, как будто в зале сидит апостол Павел, а сцена – чистилище». Я предпочитаю просто работать, а в перерывах пить кофе и болтать с труппой о каких-то совсем простых вещах, кстати, во время этих бесед и появляются самые важные мысли. Если охарактеризовать нашу труппу одной фразой, то это такая очень хорошая душевная компания.
Мне вообще в этом смысле очень повезло: в моих пьесах всегда играли лучшие актеры – причем не только в «Коляда-театре», но и за его пределами. В «Пяти пьесах» у меня сыграла и до сих пор играет в «Персидской сирени» Лия Ахеджакова, в «Современнике» роли в моих драмах в разное время доставались Авангарду Леонтьеву, Валентину Гафту, Нине Дорошиной, Сергею Маковецкому, Людмиле Максаковой. Кого ни возьми, все так или иначе проходили через Коляду. В 1989 году в Новосибирске ставили мою пьесу «Игра в фанты», и главную роль там исполнял Маклаков. Помню, мы тогда так с ним напились! А в прошлом году случайно повстречались, театр был на гастролях в Благовещенске. Подходит ко мне видный дядька и говорит: «Вы меня не помните?» Я не узнал его, теперь он модный актер, снимается в сериале «Солдаты». И артист Семчев признавался, что первой ролью, которую он сыграл в своей жизни, был Холодильник в пьесе Коляды «Шерочка с Машерочкой» в каком-то маленьком провинциальном театре, кажется, в Вышнем Волочке. Он был рабочим сцены, и его позвали играть Холодильник. Так что как все вышли из гоголевской шинели, так все вышли из Коляды.
Шесть вечера. Коляда вытряхивает на пол содержимое пакетов – это огромное количество мягких, розовых хрюшек одного размера и племени. Вместе с главным над грудой игрушек склоняются люди. В несколько рук строят боевой порядок тевтонских рыцарей – розовую «свинью» рылом в зрительный зал. Николай, удовлетворенный началом, делает «ноги», мы – за ним. Останавливаемся в пустой гардеробной, Коляда вписывает в список приглашенных какую-то телегруппу.

DE I: Зачем вам сто функций одновременно: и директор, и продюсер, и заведующий труппой?

Коляда:   А еще завхоз и главная уборщица. Не могу сказать, что меня это сильно привлекает. Ехать после репетиции на рынок и покупать туалетную бумагу, знаете, не слишком-то здорово. Моя мультифункциональность вынужденная. Я знаю, что есть люди, которые могут делать какие-то вещи лучше меня. Профессиональные директора, продюсеры, музыкальные оформители. Мне нужны сотрудники, которые любят свое дело, но я, во-первых, не могу платить им копейки. А во-вторых, не так легко найти увлеченных профессией людей. Вот недавно я с одним таким человеком встретился. Мне нужна была музыка к «Королю Лиру». Пошел по музыкальным магазинам и объясняю – что-то красивое, театральное, драматичное, яркое, мелодичное, ритмичное. В лучшем случае предлагали саундтреки к фильмам «Александр», «Код Да Винчи», а чаще просто недоуменно пожимали плечами. А потом в одном маленьком магазине электронной музыки мальчишка лет 16 на мой глупый вопрос с ходу выложил мне восемь штук дисков. «Это точно то, что мне нужно?» – спрашиваю. – «Сто процентов». Пришел домой, поставил эти диски, оказалось, ими можно десяток спектаклей оформить. Так что надо внимательно смотреть по сторонам, в окружающем мире нередко встречаются сокровища.

Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №15

© DE I / DESILLUSIONIST №15.  «ДОБРЫЙ КАРАБАС»

Понравился материал?