журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )
DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Пишем, как дышим DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Лев беспощадный DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Добрый  Карабас DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Белые рыцари нонконформизма DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Тайная комната Георгия Пинхасова DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Содержание номера DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Обзоры: DVD DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Неторопливый DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Рене Флеминг: Читайте музыку DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Петрушевский фестиваль DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Шляпа-метафора DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Стальная магнолия DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Дайана с Венеры DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Наталья Осипова: Танцующая на краю DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #15 : Слово редактора. Роксолана Черноба.
журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )#15

english version |
 
о проекте |
 
манифест |
 
в номере |
 
архив |
 
редакция |
 
контакты |
 
партнеры |
 

on Top |
 
события |
 
спецпроект |
 
DE I видео |
 
DE I музыка |
 
DE I Media Group |
 
 


 
 

П И Ш Е М, К А К Д Ы Ш И М

Текст Константин Чернец

Выставлять на обозрение личные записи – традиция вполне достойная. Когда-то отдельным журналом выходил «Дневник писателя» Достоевского или написанный на одном дыхании «Флорентийский дневник» Рильке. В пору «живых журналов» писателю лениться – себе дороже. DE I пробует проанализировать, в чем и как пересекается писательский real life с блоггерством.

Лица медийные – Гришковец, Лукьяненко или Ерофеев – для нашего обзора материал слегка неформатный: им уже недосуг метать бисер неоплаченных слов. Нужен кто-нибудь в пограничном состоянии: читаемый, ценимый, но не обожаемый.

Начнем с Александра Иличевского (http://a-ilichevskii.livejournal.com), обладателя Букера-2007 за «Матисса» – теолого-эпический роман о житии бомжей. Журнал Александра скуповат, как говорится, герметичен, т.е. больше обращен к узкому кругу тех, кому интересен сам Иличевский. Такое творчество снобствующие жж-юзеры называют «лытдыбр». Но несмотря на невинное самолюбование, букеровский лауреат балует читателя порой и полноценным рассказом, и статьей (видимо, прежде недооцененными издателями и публикой). Но не требуйте слишком многого от улыбчивого интеллигента. Лучше – вообще ничего не требуйте. Хватит и тихой кухонной беседы ни о чем, точнее о Боге, России, судьбе и смерти. Александр вдохновит вас самым лучшим, нежнейшим, трогательным и горячим в русской литературе: Толстым, Буниным, Набоковым и т.д. Как из этого вырос «Матисс»? Что впитал? Хочется сказать: голубое сорокинское сало, но нет… голубой туманчик. Бесплотно – как при курении: затянулся и выдохнул. В итоге Бог – «тупик» (вывод из «Темных аллей» Бунина), а Настасья Филипповна в «Идиоте» наполнена «плотью сакральной пустоты». Приятен и расслаблен полет мысли в этой атмосфере разряженного словесного воздуха.

«Доска объявлений» Льва Усыскина – пример строгой и скупой функциональности (http://lev-usyskin.livejournal.com). При беглом осмотре Усыскин предстает сухарем и занудой, но чуть больше любопытства – и вы узнаете, что Лев Борисович – автор пренеобычнейшего романа «Хроники Фрунзе», в котором события Гражданской войны выписаны слогом книги Иисуса Навина, гностических апокрифов и народного эпоса. После Андрея Платонова это первый опыт такого рода. Других следов «Фрунзе» – стиля, тематики – писатель не оставил, но сохранил комплект рассказов – качественных, ладных, но бледноватых – как если бы их создавал случайно перенесенный в реалии постсоветской эпохи литератор-семидесятник (притом сотрудник «толстого журнала» и член Союза писателей). Любимая стихия Усыскина – миф или исторический факт. В исторической публицистике, публикуемой на Полит.ру, Усыскин блестящ. Его статьи о русском средневековье, Смуте и Петровской эпохе не только познавательны, но это еще поистине качественная литература, напоминающая лучшие образцы творчества Льва Гумилева – но без соответствующей фантастичности. Спорны, наверное, его статьи – но поэтому он и не стесняется спорить. Собственно, ради их обсуждения и стоит посматривать на «доску объявлений». Приколол автор очередную бумажечку (ссылка на свежую статью) или протокол дорожного происшествия – и ушел по делам. Друзья глянут – и вслед по ссылке. Когда Лев поднимает животрепещущую тему (пожурит, например, «Изгнание» Звягинцева), закипает интересная дискуссия, несмотря на малое число постоянных «френдов». Чувствуется, что блоггер из Усыскина как таковой не может выйти успешный – слишком он основательно любит разбирать вопрос, а для популярности необходимы быстрота реакции и неизбежно сопровождающая ее поверхностность.

Дмитрий Галковский (http://galkovsky.livejournal.com) где-то между строк сообщает о себе: «…умный. Причем не просто умный, а ОЧЕНЬ умный». Такие люди и без охраны! Больше всего, конечно, Галковский вспоминает о себе, точнее о нескончаемых бедствиях и стоическом терпении. Регулярно устраивая провокации и получая в ответ (не)заслуженные неприятности, «известный философ» ноет, жалуется, протестует. С тех пор как у Галковского отняли его единственную любовь и отраду – императорскую Россию, он сосредоточенно и усердно обижен на все в этом мире. Его статья «Андеграунд» (1992) зачинает тему страданий гонимого мыслителя: «Сколько я вынес издевательств и несправедливостей со стороны инородцев только за то, что я русский и, несмотря на это, умнее и талантливее их». «Жизнь моя безнадежно испорчена. Я потерял из-за вашей тупости и равнодушия лучшие годы жизни», – сетует Дмитрий Евгеньевич в объяснительной статье о своем отказе от Антибукеровской премии в 1997-м; а по прошествии одиннадцати лет, уже в своем ЖЖ, он жалуется на безработицу, безденежье, болезни и возраст. Дмитрий набальзамирован, растворен в «розовом масле» единственного безусловно русского философа – В. В. Розанова, и так же, как он, пытается мыслить скандально и скандалами жить. Небольшими, но достаточно частыми для духовного пропитания уединенного мыслителя. И все же одного дневника для погружения в мир этого писателя маловато – сизифов труд прочтения «Бесконечного тупика» им не заменишь.

Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №15

© DE I / DESILLUSIONIST №15.  «ПИШЕМ, КАК ДЫШИМ»

Понравился материал?