журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )
DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Учитель с пропеллером DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Азбука аристократа DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Слуга аншлага DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Окштейн. Власть объекта DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Роксолана Черноба. Слово редактора DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Левин и точка DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Много солнца в холодной воде DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Гамлет средней прожарки DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Ангел потрошитель DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Апокалипсис в Большом. религия, электроника и пластик DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Содержание номера DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Калинаускас. Герой со множеством лиц DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #22 : Троллейбус на рояле
журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )#22

english version |
 
о проекте |
 
манифест |
 
в номере |
 
архив |
 
редакция |
 
контакты |
 
партнеры |
 

on Top |
 
события |
 
спецпроект |
 
DE I видео |
 
DE I музыка |
 
DE I Media Group |
 
 


 
 

DE I #22: Учитель с пропеллером

УЧИТЕЛЬ С ПРОПЕЛЛЕРОМ

Текст и фото: DE I

Говорят, главной выгодой перевода бюджетного образования на новую схему финансирования будет улучшение качества преподавания. Как это будет реализовано, описывается в общих чертах, словно сказка сказывается. Но, оказывается, уже сейчас можно побывать в гостях у сказки. Уже 15 лет в нашей стране развивается и приносит свои плоды технология развития интеллекта, созданная Маратом Зигановым и его коллегами в частной Ломоносовской школе. На встречу с Маратом DE I пригласил американского специалиста в области начального среднего образования, журналиста и педагога Бернарда Перси – его опыт очень помог диалогу.

DЕ I:   Марат, что поставлено в основу вашей технологии образования?

М.З.:   Первое, на что мы обращаем внимание своих учителей, — это последовательное развитие четырех навыков: письмо, чтение, слух и речь. Ученик, который развил эти навыки блестяще, может овладеть любыми знаниями. Второе: мы видим задачу в том, чтобы развить эти четыре навыка в каждой предметной области отдельно — в математике, в биологии, истории и т.д. Для того, чтобы быть успешным в школе это эффективнее, чем развивать указанные выше навыки вообще. Американцы до этого еще не дошли. Доктор Мариан Тонжес — специалист в развитии навыков чтения — много добилась в этой области в Америке, но, оказавшись у нас в гостях, признала, что мы пошли дальше.

DЕ I:   Да, можно предположить, что такое развитие улучшает образование. Но что делать учителям, если ребенок ещё и плохо запоминает или с трудом понимает учебный материал?

М.З.:  Кроме развития навыков чтения и восприятия на слух, навыков письменного и устного изложения своих мыслей наша образовательная технология развивает ещё и четыре базовых качества: внимание, мышление, воображение и память. Каждое качество развивается в каждом из четырех навыков. Получается шестнадцать блоков развития. Последним, семнадцатым блоком развития интеллекта является тезаурус — накопленный в памяти набор понятий из каждой предметной области. В тезаурусе каждое понятие связывается с образами. Например, усваивая на уроках английского языка «cup of tea» из памяти должен извлекаться образ «чашки чая» в англоязычной стране, а не образ «чашки чая» на столе где-нибудь в России. А ещё понятия тезаурусов всех школьных предметов привязаны в памяти к своим толкованиям, детально разъясняющим что обозначает каждое понятие. И в памяти школьника таких понятий с образами и с толкованиями должно быть много. Например, российским пятиклассникам при изучении ими годового курса естествознания приходится использовать около четырех с половиной тысяч понятий! Ни один учитель и ни один автор учебника не задумывался, как эту гору понятий ребенок должен усвоить всего за 64 урока одновременно с усвоением мыслей, образованных из этих понятий. Учителю проще все свалить на ребенка: не повторил, не запомнил, не понял – твои проблемы или проблемы родителей. А на самом деле это всего лишь особенность интеллекта: без включения семнадцатого элемента интеллектуальных способностей – тезауруса – половина знаний не будет усвоена. И в результате – учитель делает вид, что он обучал, а ученик делает вид, что он обучался.

DЕ I:   Но если учитель не знает о важности тезауруса, а лишь видит конечный результат — ребенок не может дать правильный ответ. Как не упустить историю болезни?

М.З.:  В школе, как и в поликлинике, наряду с лечением важна и диагностика. Ведь иногда и врач ошибается, например, ребенку с больным животом дав таблетку от боли в животе, а на самом деле у него, возможно, спазмы от … контрольной по математике. Наша образовательная технология наряду с развивающими интеллект упражнениями содержит и диагностические тесты. На каждом этапе развития ребенка ему предлагаются развивающие упражнения на одном из трех уровней. Выбор уровня зависит от результатов регулярно проводимой диагностики. И если ребенок развивает интеллектуальные способности с помощью доступных для него упражнений, то ему это будет нравиться, это повысит его мотивацию к учебе. А если ещё и он будет развивать свои интеллектуальные способности, нужные именно на данном этапе школьного обучения, то, сразу же оценив, что из-за развития он стал учиться лучше и легче, то его мотивация будет на высоте!

Б.П.:  Одна из ваших программ, которая мне очень понравилась, замечательна тем, что вы действительно стремитесь к тому, чтобы у ребенка было полное концептуальное понимание того, что он изучает. Не просто заставить запомнить, а сделать так, чтобы он понял. Многие школы похожи на студии звукозаписи — они хотят, чтобы ребенок просто запомнил, зазубрил знания, как записывающее устройство. Для меня один из самых важных навыков и умений, которые вы можете дать ребенку, — это чтобы он понял силу воображения и чтобы он пользовался этим, потому что он сможет придумывать и принимать собственные решения. Поэтому мне нравится преподавать, и по этой же причине я любил заниматься креативным письмом. Смотрите, английское слово «Earth», которое означает Земля как планета. В середине три буквы — «art» — искусство. То есть, если с Земли убрать искусство, то останется пустота.

DЕ I:   Насколько в ваших методах образования важно вдохновение ученика?

М.З.:  Поскольку русские любят обобщать, попробуем обобщить и сказанное Бернаром. Есть такое понятие как «Образование». О нем мы сейчас говорим. В это слово входит часть — «образ». То, чем мы с Вами, Бернар, занимаемся, обязывает нас вместе с каждым ребенком создавать его индивидуальный образ. Если в слове «Образование» учитель не увидит образ ребенка, его душу и его мечты, то останется лишь часть слова «…вание», связанное с чем-то нехорошим. И для такого учителя важным действием станет усиленное приви«вание» знаний, напички«вание» знаниями и голыми фактами память несчастного ребенка. А ведь ребенку нужно взаимодействие, партнерство. Тогда, и учитель, и ребенок будут вкладывать свою душу в совместную деятельность по созданию образа успешного человека.

Б.П.:  Мою философию в образовании можно выразить словами Бернарда Шоу, который утверждал: «Мы хотим видеть ребенка в погоне за знаниями, а не знания в погоне за ребенком». Когда ребенок знает, что он действительно может сделать что-то, что изменит этот мир прямо сейчас, то он будет стремиться к знаниям.
Я всегда был заинтересован в том, чтобы как-то вдохновлять детей. Я заметил, что при выпуске из школы очень многие из них не знают, куда дальше идти, что изучать, как делать карьеру. Для этого я разработал программу мотивации ученика. Первое в ней – это обнаружение таланта. Говоря о талантах, люди часто думают о спорте, а как насчет ребенка, который хорош, потому что может организовать других или все отремонтировать? То, что мы делаем естественно, легко, обычно к талантам не относим. И когда я провожу для родителей какие-то семинары, спрашиваю: вы действительно даете своим детям понять, где они по-настоящему талантливы, помогаете им найти это?
Следующая вещь — это личностные качества, это твоя индивидуальность, что ты обожаешь, что тебе действительно интересно, какой образ жизни ты хочешь вести. Вот я люблю работать с людьми, мне все время нужно быть с людьми, а кому-то больше нравится работать с предметами. Третья часть программы — то, что требует самого большого умения, — это показать людям, какая основная цель движется через всю вашу жизнь. Вот, например, у вас есть страсть к образованию, то есть какая-то цель, миссия, которой вы следуете. Когда человек понимает свою цель, формулирует свою базовую мотивацию – это то, о чем мы говорим. Это как пропеллер на лодке, который толкает тебя вперед по жизни, мотивируя твои поступки. Когда ты согласуешь свои таланты, связываешь вместе свои индивидуальные качества с этой основной целью, которая движет тебя… Я называю эту программу основами блеска, основами гениальности, то есть это основы выдающегося. Представьте: если все ваши ученики действительно знали бы, в какой области они хотят быть выдающимися, если бы это было согласовано с их талантами, индивидуальными личностными качествами и целями, — что бы с ними было тогда.

М.З.:  К вопросу о трех составляющих вашей программы: вот вы говорите, что человек от природы талантлив. Хотя есть люди, у которых талант может быть потенциальным — муж не будущий, но потенциальный, как говорят. Или природный талант есть у всех?

Б.П.:  На одном семинаре в Америке ко мне подошла женщина. Он переехала из Германии во Флориду и уже не смогла там найти работу педагогом по актерскому мастерству — этим она занималась в Европе. Я ей предложил применить свои навыки и способности в любой другой области. Через два дня я получают огромное письмо о том, что она снова открыла себя.
Есть реальная картина, и есть идеальная. Если ты вырос в маленькой деревне, у тебя все равно могут быть какие-то таланты, например, талант наблюдать. Ты наблюдаешь, что если курочке не два зернышка положить, а три — она быстрее растет. И вот этот талант — наблюдать и делать выводы, как лучше поступить, может быть использован и в этой маленькой деревне, и еще во многих ситуациях.

Журнал благодарит Екатерину Комарову, президента Прикладного Образования СНГ, за помощь в проведении интервью.

© DE I / DESILLUSIONIST №22.  «УЧИТЕЛЬ С ПРОПЕЛЛЕРОМ»

Понравился материал?