Впервые в истории Большого театра оригинальную постановку в стиле contemporary dance осуществил иностранный хореограф. Анжелен Прельжокаж — один из ведущих балетмейстеров мира, ученик Мерса Каннингема, основавший в 1984 году во Франции свою компанию и получивший немало престижных призов на конкурсах хореографов.
Прельжокаж ставил балеты для Лионской и Парижской опер, а также New York City Ballet. Пять из его 45 постановок в разные годы были показаны российской публике. Накануне открытия нового сезона в Большом на Новой сцене прошла премьера балета «А дальше — тысячелетие покоя. Creation 2010», который прославленный хореограф поставил силами 20 танцовщиков, ровно половина которых – артисты Национального Центра хореографии Экс-ан-Прованса, руководимого самим Прельжокажем, а вторая половина — артисты Большого театра.
DЕ I: Практически все виды искусств на протяжении истории человечества интерпретировали библейские сюжеты. Почему среди них до конца прошлого века не было искусства хореографии?
А.П.: Во многих религиях тело — табуированная вещь. Поэтому в прославлении религии, церкви принимали участие, скажем, духовная музыка или живопись, которая иллюстрировала библейские истории. А живое человеческое тело являлось предметом греха, поэтому не могло служить материалом для раскрытия духовных тем. Танец никогда не одобрялся церковью, даже в конце двадцатого века попытки хореографов поразмышлять в этом направлении были большой редкостью. Когда я задумал ставить свой балет на религиозный сюжет — «Благовещение», то с удивлением обнаружил, что никто из хореографов до меня этого не делал. Потому что сюжет очень «телесный» — трансформация тела — прекрасная тема для пластического воплощения. Дочь Нижинского, которая пришла на мое «Благовещение» в Парижской Опере, сказала мне, что очень рада, что такая постановка все-таки состоялась — оказывается, ее отец очень хотел станцевать в балете именно на этот сюжет, но постановка не случилась — очевидно, это было накануне его разрыва с Дягилевым.
DЕ I: Почему в качестве композитора вы выбрали Лорана Гарнье, который сочиняет электронную музыку и работает как диджей?
А.П.:
Мы уже работали вместе — на открытии здания нашего театра — Павильон Нуар в Экс -ан-Провансе звучала музыка, написанная им специально для этого перформанса, который был показан всего один раз. Это композитор и исполнитель, который, проводя вечеринки или концерты, умеет превращать зрителей в религиозное сообщество, вводить людей в состояние транса. Как вертящийся дервиш. В его музыке есть что-то ритуальное, так же как в сценографии Субодха Гупты — представителя Индии. Религиозный текст, электронная музыка и декорации из пластика - мне кажется, эти три вещи прекрасно сосуществуют и объединяются для того, чтобы сложился смысл.
Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №22
© DE I / DESILLUSIONIST №22. «АПОКАЛИПСИС В БОЛЬШОМ: РЕЛИГИЯ, ЭЛЕКТРОНИКА И ПЛАСТИК»
|