Обычно пианиста Александра Мельникова представляют как продолжателя рихтеровской традиции и лауреата множества премий. Ученик выдающихся педагогов — Льва Наумова и Элисо Вирсаладзе — Александр уже давно стал желанным гостем на крупнейших сценах мира. DE I по традиции пытается распробовать «закваску», в которой томится душа талантливого русского солиста.
DЕ I: Что люди ищут в академической музыке?
А.М.:
Разного. Объективно говоря, на концерте основная часть публики не имеет своего четкого отношения к тому, что слышит. При этом то, что нравится публике, меня в эстетическом плане не привлекает.
DЕ I: Объясни.
А.М.:
Когда исполняется, условно говоря, старая музыка, надо понимать, что музыкальный язык потерян, и нас удерживает только сохранившаяся эстетическая часть. Это не со всеми авторами, у Баха все настолько здорово сделано, что эстетика с головой накрывает. А ведь эстетика — это всего лишь 10 процентов сочинителя в случае того же Баха, остальное — религиозный и социальный аспекты, которые нам совсем не знакомы. Мы их не слышим и воспринимаем без особого внимания как иностранный язык. Но если музыка прошлого до сих пор исполняется, значит, та, что пишется сегодня, лишена чего-то очень важного. Поэтому исполнитель просто вынужден быть пропагандистом и браться за музыку, скажем, XIX-го века.
DЕ I: Значит, музыка прошлого будет всегда популярнее современной?
А.М.:
Скорее всего. Если взглянуть на историю, то сначала музыка была скорее ритмом или танцем. Затем появился огромный пласт религиозной музыки, затем светской, и потом уже возникла опера. Академическая музыка стала источником исполнительского искусства только во второй половине XIX-го века. В это же время отношения между композитором и публикой стали «накаляться». Серьезная музыка становилась все более и более непонятной для широкого слушателя, она утратила свою развлекательность. Эта тенденция в наши дни только усиливается, что приводит к не очень приятным последствиям.
Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №22
© DE I / DESILLUSIONIST №22. «ТРОЛЛЕЙБУС НА РОЯЛЕ»
|